лечебно-диагностический центр
тел. регистратуры: /3452/ 507-543
адрес: Тюмень, ул. М.Горького 44, 4 этаж
пн. - чт. с 9:00 до 17:00, пт. с 9:00 до 16:00,
сб. с 9:00 до 13:00
специалисты

наша лицензия

cанитарно- эпидемиологическое заключение

Выраженные когнитивные нарушения что это


Когнитивные нарушения головного мозга

Содержание

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта. Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия. Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Что такое когнитивные нарушения

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций. Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Симптомы

Если нарушение когнитивных функций связано с левым полушарием головного мозга, то можно наблюдать такие внешние симптомы, как неспособность пациента писать, считать, читать, начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности. Правое полушарие, пораженное болезнью, будет давать пространственные нарушения, например, человек перестает ориентироваться в пространстве, уходит способность мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься рисованием и другим творчеством.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание. Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать. Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Легкое когнитивное расстройство

Его можно считать начальным этапом в цепочке сбоев высшей мозговой активности, которые по большей части, касаются памяти больного. Легкий вид нарушений может провоцироваться не только возрастными изменениями. Нередко причиной становится энцефалит или травма головы. Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

Умеренные когнитивные нарушения

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет. Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция. У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов. Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий. На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Нередко выраженные нарушения когнитивных функций провоцирует сосудистая мозговая недостаточность, тогда память на жизненные события может оставаться хорошей, но страдает интеллект. Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка. При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента. Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка. Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается. Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы. Уцелевшие нейроны не остаются прежними, они претерпевают функциональные изменения. На внешнем плане это может проявляться в том числе в виде нарушений когнитивных функций.

Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы. При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой. При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Диагностика когнитивных нарушений

Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса. Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография. Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

Лечение

Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

Профилактика

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье. Врачи рекомендуют в качестве профилактики этой проблемы ежедневно заниматься активными видами спорта, тренировать память, больше общаться. Огромную роль играет отказ от вредных привычек, достаточное употребление витаминов, правильное питание. Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

Видео

Нарушение когнитивных функций

Внимание!Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

sovets.net

5.4. Тяжелые (выраженные) когнитивные нарушения

Тяжёлые когнитивные нарушения – моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате самостоятельности пациента в профессиональной, социальной и/или бытовой сфере, вызывают большую или меньшую зависимость от посторонней помощи в повседневной жизни. К тяжёлым когнитивным расстройствам относится деменция и выраженные монофункциональные когнитивные расстройства: грубая афазия, агнозия или апраксия, Корсаковский синдром. Наличие деменции или других видов тяжёлых когнитивных нарушений свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое чаще развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев неблагоприятный, так как тяжёлые когнитивные нарушения чаще всего носят прогрессирующий, реже, стационарный характер.

К тяжелым когнитивным нарушениям относится деменция (слабоумие) различной этиологии. Деменция, по определению, это полифункциональные когнитивные нарушения, когда отмечается выраженное снижение, по меньшей мере, двух когнитивных способностей. Согласно рекомендациям международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), диагноз деменции правомерен при наличии следующих признаков:

  • Нарушения памяти, которые проявляются в нарушении способности к запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях - также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения проявляются как в вербальной, так и в невербальной модальности. Расстройства памяти должны быть подтверждены с помощью нейропсихологических методов исследования.

  • Нарушение других когнитивных функций, таких как способности к выработке суждений, мышления (планирования, организации) и переработки информации. Эти нарушения должны быть подтверждены с помощью соответствующих нейропсихологических методов. Необходимое условие диагноза деменция ― снижение когнитивных функций по сравнению с более высоким исходным интеллектуальным уровнем.

  • Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания.

  • Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или изменение социального поведения - по меньшей мере, одно из следующих: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение.

  • Перечисленные признаки наблюдаются в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; при более коротком наблюдении, диагноз может быть предположительным.

Диагностические критерии деменции МКБ-10 в последние годы всё чаще подвергаются критике в связи с чрезмерной привязанностью к клинической картине болезни Альцгеймера. Действительно, расстройства памяти, которые обязательны для диагностики деменции по МКБ-10, являются одним из основных проявлений болезни Альцгеймера, но могут отсутствовать или быть выражены в незначительной степени при некоторых формах сосудистой деменции, лобно-височной деменции, других заболеваниях головного мозга. Поэтому, более правильно было бы определить деменцию как выраженные нарушения в разных когнитивных сферах, которые часто, но не всегда затрагивают сферу памяти.

В настоящее время деменцией страдают в мире более 20 миллионов человек, при этом в связи с постарением населения число случаев деменции ежегодно увеличивается, приводя к существенным экономическим потерям, связанным с необходимостью лечения и ухода за больными людьми.

Деменция, как и недементные когнитивные нарушения, ― это полиэтиологический синдром, который развивается при органическом поражении головного мозга различной природы. Частота основных причин деменции приведена на рис. 5.2

Наиболее частая причина когнитивных расстройств, составляющая более половины всех случаев деменции – болезнь Альцгеймера. Около 10-15% случаев деменции вызваны сосудистыми заболеваниямиголовного мозга, а ещё 10-20% случаев обусловлены их сочетанием с болезнью Альцгеймера. Причиной деменции могут быть и другие дегенеративные заболевания головного мозга: деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Деменция развивается при черепно-мозговой травме, опухоли головного мозга, паркинсонизме, рассеянном склерозе, герпетическом энцефалите, эпилепсии, энцефалопатии при ВИЧ-инфекции, нейросифилисе и прочих. Когнитивные расстройства могут возникнуть при депрессии, приёме некоторых лекарственных средств (антипсихотических средств, транквилизаторов, снотворных препаратов, антихолинергических и противосудорожных средств), алкоголизме и других интоксикациях, метаболических нарушениях (гипогликемия, гипотиреоз, дефицит витамина В1 и В12, гипопаратиреоз, заболевания печени).

Длительное время деменция разделялась на корковую, подкорковую и смешанную (корково-подкорковую). Считается, что для корковой деменции характерны симптомы первичной заинтересованности коры головного мозга, такие как амнезия, афазия, апраксия и агнозия. К корковым деменциям относится деменция при болезни Альцгеймера, лобно-височной дегенерации и задней корковой атрофии.

«Подкорковая» деменция впервые была описана M.Albert и соавт. в 1974 году у пациентов с прогрессирующим надъядерным параличом. Затем аналогичные особенности когнитивных расстройств были описаны также при других заболеваниях с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезни Паркинсона, Гентингтона, Вильсона-Коновалова и др.), а также при выраженном поражении белого вещества головного мозга (рассеянный склероз, выраженый лейкоареоз сосудистой этиологии). Основными клиническими характеристиками «подкорковой» деменции считаются замедленность когнитивных процессов, нарушения памяти по типу недостаточности воспроизведения, нарушение управляющих лобных функций, зрительно-пространственная дисгнозия и диспраксия. В большинстве случаев указанные когнитивные нарушения сочетаются с эмоциональные расстройствами в виде депрессии или апатии.

Смешанная (подкороково-корковая) деменция сочетает в себе признаки обоих типов деменций. Смешанный тип нарушений наблюдается при деменции с тельцами Леви, сочетании болезни Альцгеймера с цереброваскулярной патологией, кортико-базальной дегенерации, болезни Крейтцфельдта Якоба.

Практически очень важно то обстоятельство, что 10-15% деменций обратимы полностью или частично. К ним относятся деменции, развивающиеся вследствие лекарственной интоксикации, депрессии, метаболических нарушений или обусловленные соматическими расстройствами и иногда другими причинами.

studfiles.net

Когнитивные расстройства

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей. Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение когнитивных расстройств

Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.

Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание. Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным. Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.

Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.

Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.

Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.

Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.

Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А. Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.

На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.

Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии. Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату. Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.

В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.

Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы. С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения). Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.

psihomed.com

Когнитивные нарушения

В клинической практике когнитивными нарушениями (КН) называют совокупность симптомов, связанных с расстройством познавательных и социальных функций человека. Причины возникновения КН разнообразны и зависят от возраста, пола, образа жизни и профессиональной деятельности, наследственных особенностей. Сложности ранней диагностики и отсутствие этиотропного лечения – основные причины, по которым вопрос когнитивных нарушений остается актуальным в течение многих лет.

Болезни, для которых характерен симптом:

  • врожденные пороки нервной системы;
  • детский церебральный паралич;
  • врожденный гипотиреоз;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК);
  • черепно-мозговая травма (ЧМТ);
  • нейроинфекции (вирусные, бактериальные);
  • злокачественные новообразования (опухоли);
  • нейродегенеративные процессы (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз);
  • умственная отсталость;
  • у детей – недоразвитие речи (парциальное или общее, фонетико-фонематическое).

Когнитивные нарушения – общая характеристика

Термин «когнитивные нарушения» был введен в конце 20 века для характеристики симптомов, связанных с познанием и адаптацией человека к миру и социуму:

  • ощущение и восприятие (задействование тактильного, зрительного, обонятельного и слухового центров для хранения, преобразования и передачи информации об окружающем мире);
  • трудовые навыки (праксис), которые характеризуются постепенным формированием и выполнением сложных двигательных задач;
  • речь (устная и письменная);
  • память;
  • интеллект.

Нарушения, связанные с врожденными или приобретенными факторами, характеризуются постепенным угасанием или внезапным выпадением отдельных (или одновременно всех) свойств. Клиническая картина (выраженность и «набор» симптомов) определяются состоянием, которое привело к КН.

Основные характеристики патологии:

  • характерные жалобы, которые прогрессируют со временем (в сложных случаях – отсутствие критики к состоянию);
  • утрата навыков профессиональной деятельности;
  • социальная дезадаптация;
  • потеря возможности самообслуживания;
  • в большинстве случаях – наличие физических дефектов.

Важно! Когнитивные нарушения – комплекс симптомов, которые характеризуются снижением познания и взаимодействия человека с внешним миром. Существуют врожденные и приобретенные причины патологии, механизм развития которых не изучен до конца. Постановкой диагноза и ведением пациента с КН занимаются врач-невролог, психолог, логопед и специалист по реабилитации

Классификация

Медицинское общество классифицирует КН в зависимости от степени выраженности симптомов и влияния их на обычную жизнедеятельность человека.

Характеристики вариантов представлены в таблице ниже.

Степень

Снижение когнитивных функций

Способность к самообслуживанию

Затруднение в повседневной жизни

Легкая

В пределах нормы (согласно возрасту)

Сохранена

Нет

Умеренная

Умеренное снижение в сравнении с возрастной нормой

Сохранена

При сложной интеллектуальной активности

Тяжелая («деменция», «слабоумие»)

Выраженное, связанное с затруднениями в профессиональной, социальной и бытовой сфере

Частичная или полная утрата

Необходимость постоянной посторонней помощи

Важно! В клинической практике часто используется диагноз «субъективные когнитивные нарушения», которые характеризуются жалобами со стороны пациентов без объективных признаков во время диагностических тестов и методик

Механизм развития (патогенез нарушений)

Ученые соглашаются во мнении, что нарушение высших корковых функций связано с локализацией процесса. Ключевые участки головного мозга, которые отвечают за память, познание, интеллект и речь: средняя височная извилина, лобно-теменная зона, постцентральная извилина.

Полиэтиологичность и огромное количество клинических признаков КН обуславливают разнообразность механизма развития и неврологического субстрата патологии. Теории возникновения симптомов:

  • амилоидоз - отложение патологического белка в нервной ткани, который препятствует выполнению функций проведения, генерации импульса и формирования новых связей. Состояние развивается на фоне длительной персистенции воспалительного заболевания или нарушения метаболизма (при эндокринных нарушениях);
  • таупатия (у людей пожилого возраста), которая характеризуется «слипанием» патологических тау-белков, образованием клубков из ткани, не способных выполнять функции;
  • дегенерация миелиновых оболочек и нейронов после перенесенных инфекционных заболеваний. Сопровождается внезапным или постепенным снижением как когнитивных, так и чувствительных, моторных (двигательных) функций;
  • массивные и микроинфаркты мозговой ткани – последствия ОНКМ ишемического или геморрагического типа. Некроз функциональной ткани сопровождается «выпадением» из работы ключевых центров или областей, через которые проводятся импульсы;
  • патологические очаги возбуждения в «ключевых участках коры» (как при эпилепсии).

В детской неврологии отдельно выделяют нарушения формирования коры головного мозга или отдельных участков («проводящих») вследствие генетических мутаций или внутриутробных инфекций.

Возможные причины

Развитие КН связывают, как с органическим поражением центральной нервной системы, так и с функциональными расстройствами исполнительных органов, психогенными травмами.

Выделяют две группы причин развития нарушений:

  • врожденные, при которых симптомы появляются в раннем периоде, характеризуются стабильностью и неэффективностью (абсолютной или относительной) терапии;
  • приобретенные – расстройство формируется после ЧМТ или психогенной, инфекции или длительного течения соматического заболевания.

Патологии, при которых встречаются признаки когнитивных расстройств, представлены в таблице ниже.

Врожденные

Приобретенные

  • Внутриутробные инфекции (в том числе TORCH).
  • Алкоголизм или наркомания матери во время беременности.
  • Врожденные пороки нервной системы (расщепление ткани мозга, дисплазии).
  • Перинатальные травмы (во время родов).
  • Генетические заболевания (синдром Патау, Эдвардса, Дауна, «кошачьего крика», Прадера - Вилла ми др.).
  • Нейротропные инфекции (грипп, менингококк, сифилис, корь, ветряная оспа и др.).
  • Энцефалопатия на фоне ВИЧ-инфекции.
  • Дисметаболические расстройства при патологии печени, почек, эндокринных заболеваниях.
  • Сосудистые патологии: ишемическая болезнь сердца (ИБС), системны атеросклероз, гипертоническая болезнь.
  • Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты).
  • Нейродегенеративные процессы: болезнь Альцгеймера, Крейтцфельда - Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, боковой амиотрофический склероз.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Опухоли головного мозга.
  • Прием лекарственных средств (в том числе противоэпилептических)

Эпилепсия – одна из причин КН, возникновение которой связанно и с генетической предрасположенностью и пусковым фактором (например, травмой).

Факторы риска

Развитие нарушений в сфере высших корковых функций часто связано с образом жизни человека и наличием предрасполагающих условий.

Основные факторы риска развития КН:

  • генетическая предрасположенность (наличие врожденных хромосомных аномалий в семейном анамнезе);
  • возраст (после 50 лет распространенность КН повышается на 1,5% каждые 5 лет);
  • женский пол;
  • сопутствующие патологии: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, венозный тромбоэмболизм, атеросклероз.

Проведенное в 2012 году исследование в США подтвердило, что чрезмерное употребление в пищу углеводов (при недостаточном – белков и жиров) повышает риск развития умеренных когнитивных нарушений у людей пожилого возраста.

Симптомы

Клиническая картина КН разнообразна и зависит от локализации, давности и первичной причины нарушений.

Основные симптомы, которыми отличаются когнитивные нарушения:

  • цереброастенический синдром (общая слабость, усталость, быстрая утомляемость);
  • нарушение сна;
  • расстройства памяти (невозможность вспомнить давнишние события, трудность в запоминании, которых раньше не было);
  • снижение времени реакций (ответа на вопрос, выполнение команды);
  • трудности в концентрации внимания;
  • расстройство абстрактного мышления;
  • персеверации – устойчивые повторения фраз, движений;
  • нарушение речи: произношение (перестановка слогов, замена звуков, слов), понимания;
  • расстройства письма;
  • хронические головные боли.

Органическое поражение головного мозга после травмы, инфекции или инсульта часто сопровождается очаговыми признаками: нарушение двигательной или чувствительной функции, судороги и др.

Когнитивное расстройство у детей

Базовые навыки каждой сферы формируются к 6 годам, когда появляется возможность объективно оценить состояние когнитивных функций. КН встречают у 20% детей и подростков разной степени выраженности, вызванные преимущественно врожденными факторами.

Актуальность проблемы обусловлена:

  • широким распространением;
  • значительным влиянием на социум;
  • последствиями для ребенка: дезадаптация в обществе, девиантное поведение (агрессивное, с отклонением от общепринятых правил), трудностям или полной неспособности к обучению.

Проявления КН у детей характеризуются основными синдромами, признаки которых представлены в таблице ниже.

Патология

Симптом

Умственная отсталость (олигофрения) разной степени: идиотия, имбецильность дебильность

  • Неспособность (ограничение) к обучению.
  • Задержка речи.
  • Трудности в самообслуживании.
  • Примитивные моторные навыки (зависят от степени нарушений)

Задержка речевого развития и общее недоразвитие речи

  • Нарушения устной речи: трудности произношения, понимания, восприятия.
  • Расстройства письменной речи: дислексия (чтения), дисграфия (письма).
  • Замедленное формирование навыков (зависит от возраста)

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

  • Отсутствие концентрации внимания.
  • Нарушения сна (чаще бессонница).
  • Забывчивость.
  • Импульсивность (часто вскакивает с места, не играет в «тихие» игры).
  • Невозможность следования инструкциям

Симптомы нарушений у детей проявляются к году жизни, для СДВГ пик – до 7 лет. В большинстве случаев легкие КН поддаются логопедической и психолого-педагогической коррекции без последствий. Умеренные и тяжелые расстройства требуют комплексной диагностики и подбора схемы лечения.

Когнитивные расстройства у пожилых

Нарушение корковых функций у людей пожилого возраста связано с кардиоваскулярной патологией. Изменение трофики тканей (не только нервной) характеризуется формированием очагов склероза – плотной соединительной ткани, которая не выполняет функций.

Важно! В клинической практике существует термин «сосудистые когнитивные нарушения» (синоним «дисциркуляторная энцефалопатия») – диагноз, который выставляется более, чем 19% населения старше 60-ти лет

Клинические признаки:

  • соматические: головные боли, головокружения;
  • забывчивость;
  • нарушение речи (трудности произношения, постановки слов в предложении, подбор синонимов);
  • замедленное мышление;
  • трудности в принятии решений.

Более чем у 80% пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией развивается депрессивный синдром с патологически сниженным настроением (иногда – приступы агрессии), потерей интереса к жизни, аппетита и нарушением сна.

Проверка когнитивных функций

Для определения вида и степени выраженности КН используются стандартные инструментальные исследования и функциональные методы (вопросники, сертифицированные тесты).

Оценка когнитивных функций проводится с помощью «интеллектуального тредмила» - нагрузочных тестов, содержание которых зависит от возраста:

  • пробы Баженовой (98), которые исследуют моторную, эмоциональную, чувствительную сферы взаимодействие с предметами и людьми;
  • метод «ГНОМ» (для детей до 6-ти лет) по 4 задания для каждой сферы с расчетом коэффициента психического развития (КПР): норма (90-110 баллов), группа риска (80-90), нарушение (меньше 80);
  • денверский скрининговый тест развития ребенка (DDST-2), что оценивает двигательную активность, мелкую моторику, навыки к самообслуживанию и речь;
  • тест Векслера для детей от 6-ти до 12-ти лет, который состоит из 12 субтестов для оценки вербальных и невербальных способностей ребенка;
  • монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA) – стандартизированный метод, который применяется для ранней диагностики степени КН у взрослых.

Тестовый листок для проведения MoCA (фото: www.crimea.kp.ru)

Когда и к какому врачу обращаться

Нарушение когнитивной сферы человека – сложные расстройства, постановкой диагноза которых занимаются:

  • невролог – врач, который делает заключение и проводит комплексную специализированную проверку отдельных сфер деятельности;
  • психолог – для коррекции симптомов, связанных с индивидуальными переживаниями больного;
  • психиатр, если нарушения высших функций возникают на фоне психиатрических заболеваний (шизофрения, биполярное расстройство и др.);
  • педиатр.

Совет врача. В первый год жизни рекомендовано посещать врача ежемесячно для динамического наблюдения за психомоторным развитием ребенка и ранней диагностике нарушений

Консультация специалистов рекомендована во всех случаях появления жалоб, чтобы не упустить первых симптомов прогрессирующих заболеваний и своевременно начать поддерживающую терапию.

Диагностика

Постановка диагноза КН проводится после комплексного исследования пациента, который включает:

  • сбор жалоб больного и/или родственников;
  • результаты клинического осмотра у невролога (оценка рефлексов, двигательной и чувствительной сферы);
  • шкалы оценки когнитивных функций;
  • инструментальные исследования.

Визуализация очаговых нарушений проводится с помощью методов, которые изучают активность разных областей коры головного мозга с записью электрических импульсов (электроэнцефалография). Наиболее перспективные методики:

  • позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) – радионуклидный метод диагностики с внутривенным введением контрастного препарата, насыщение тканей которым оценивает активность отдельных участков;
  • трактография – разновидность диффузионной магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая позволяет получать цветные изображения активности проводящих путей в головном мозге.

Картина ПЭТ при депрессии и тяжелых когнитивных нарушениях (деменции) (фото: www.linkedin.com)

Лечение

Комплексное лечение когнитивных нарушений требует комбинации медикаментозной, электрофизиологической и психологической терапии.

Основные фармакологические препараты, которые применяются в клинике КН, представлены в таблице ниже.

Группа средств

Действующее вещество (торговое название препарата) и форма выпуска

Ингибиторы центральной ацетилхолинэстеразы

  • Донепезил («Алзепил»): таблетки 10 мг.
  • Ривастигмин («Экселон»): капсулы 4,5 мг; трансдермальная система 4,6 мг/сутки

Ингибиторы NMDA-рецепторов

Мематин акатинола («Нооджерон»): таблетки 10 мг

Ноотропы

  • «Пирацетам»: капсулы 400 мг.
  • Цитиколин («Цераксон»): раствор для внутривенного введения 500 мг/4 мл

Стимулятор дофаминовых и норадреналиновых рецепторов

Пирибедил («Проноран»): таблетки 50 мг

В клинической практике часто используются витаминные препараты с нейропротекторным действием: В1, В6, В9, В12.

Важно! Согласно исследованиям, препараты гемодеривата крови телят («Актовегин»), антитела к мозгоспецифическому белку («Тенотен») не влияют на течение патологий с КН

Работа психолога и психиатра заключается в устранении дефектов, связанных с душевными тревогами или психическими расстройствами.

Дополнительно используется физиотерапия и лечебная физкультура. Доказано, что утренняя гимнастика и задания на мелкую моторику улучшают процессы восстановления в головном мозге после ЧМТ.

Прогноз и профилактика

Прогноз для пациентов с КН врожденного или приобретенного генеза – неблагоприятный. Патологии, сопровождающиеся нарушением ментальной сферы и снижением трудовых и речевых навыков, характеризуются стабильным или прогрессирующим течением. Лечение таких больных направлено на замедление прогресса и развитие альтернативных (более простых) навыков самообслуживания.

Более оптимистический прогноз для пациентов, перенесших ЧМТ: улучшение состояния отмечается у 62-76% больных (наблюдение в течение 15 лет).

Профилактика когнитивных нарушений направлена на:

  • нормализацию образа жизни (актуально для наркоманов и страдающих алкоголизмом);
  • интеллектуальные тренировки (кроссворды, задачи, чтение книг);
  • лечение и компенсацию сопутствующих заболеваний (ИБС, гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет).

Вторичная профилактика (предупреждение прогресса и осложнений) включает своевременную диагностику и начало специфической терапии когнитивных нарушений.

Восстановление и поддержание на должном уровне навыков памяти, речи, интеллекта, абстрактного мышления – обязанность каждого человека, который занимает активную позицию в социуме.

simptomyinfo.ru


Смотрите также

 
ЕВРОМЕД - лечебно-диагностический центр | Тюмень, ул. М. Горького, д. 44, тел. /3452/ 507-543
 
Медицинские услуги в ЛПЦ «Евромед» оказываются платно и по полисам добровольного медицинского страхования.*

* Медицинская помощь без взимания платы Вам может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства:
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. №1382);
По территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2009 г. N 377-п)
Содержание, карта сайта.