лечебно-диагностический центр
тел. регистратуры: /3452/ 507-543
адрес: Тюмень, ул. М.Горького 44, 4 этаж
пн. - чт. с 9:00 до 17:00, пт. с 9:00 до 16:00,
сб. с 9:00 до 13:00
специалисты

наша лицензия

cанитарно- эпидемиологическое заключение

Что такое дизартрия у детей и ее причины


Симптомы, причины и лечение дизартрии у детей

Дизартрия у детей представляет собой нарушения речи, вызванные проблемами с нервными окончаниями в речевом аппарате. При такой патологии родители могут наблюдать только слабые движения губ и других органов речи ребенка, из-за чего и возникают трудности при попытке заговорить. Заболевание многократно подвергалось различным исследованиям, благодаря чему врачам удалось точно определить все самое важное, о чем нужно знать.

Симптомы

Клиническая картина зависит от вида дизартрии. Однако основные признаки всегда схожи. Тем не менее, самостоятельно определить, что у ребенка именно дизартрия, не удастся. Для этого потребуется проведение большого количества исследований, а также консультация с врачом. Основные симптомы болезни следующие:

  • Ребенок говорит «в нос», при этом насморк или гайморит не наблюдаются;
  • Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу, а губы чересчур сильно сжаты либо не соединяются между собой совсем, при этом происходит сильное слюноотделение;
  • Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими, при этом нет определенной закономерности или одной группы «проблемных» букв;
  • Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, при этом ребенок не может управлять тоном, а сама речь монотонная, слишком медленная или излишне быстрая;
  • Проблемы с управлением дыханием, из-за чего речь постепенно затухает, а к середине предложения ребенок начинает задыхаться или быстро дышать.

Особо внимательные родители замечают нарушения речи у детей еще в раннем возрасте. В таких случаях лечение становится более простым.

Зачастую дизартрию путают с другими заболеваниями. Наиболее похожи на нее дислалия и алалия.

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Степени тяжести

Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.

Первая степень

Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.

Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.

Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.

Болезнь первой степени часто путают с дислалией или алалией, т.к. их симптоматика довольно схожа. Однако в случае с этими двумя заболеваниями нарушений речевого аппарата не наблюдается.

Вторая степень

Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.

Третья степень

Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.

Четвертая степень

Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.

Некоторые врачи делят заболевание только на три стадии: легкая (1), средняя (2, 3), тяжелая (4).

Причины

На риск заболеть оказывают влияние как внешние факторы, так и имеющиеся заболевания. Избежать дизартрии невозможно, т.к. никаких предрасполагающих причин, которые можно было бы исключить из жизни, нет. Основные условия возникновения дизартрии:

  1. Поражения мозга. Это может произойти при внутриутробных инфекциях, преждевременных родах, несовместимости резус-факторов матери и младенца, травмах при родах, инсульте, проблемах в развитии плаценты, асфиксии, тяжелым токсикозом матери. Как правило, дизартрия развивается именно по причине поражения головного мозга.
  2. Органические поражения ЦНС с ограничением движения лицевых мышц. Возникают при церебральном параличе (ДЦП).
  3. Иные заболевания. Особенно рискуют те, кто переболел энцефалитом или менингитом.

Любая из перечисленных проблем может пройти без последствий, не вызвав дизартрию. Однако определенный риск есть всегда.

Диагностика

Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.

Невролог

Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:

  • МРТ мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Электромиография;
  • Электронейрография;
  • Трансканальная магнитная стимуляция.

С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.

Врач-невролог может назначать дополнительные процедуры, которые помогут точнее диагностировать дизартрию, выявят иные нарушения в организме, а также позволят исключить риски при лечении.

Логопед

Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:

  • Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
  • Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
  • Изучение качества устной и письменной речи.

Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.

Лечение

Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.

Методы терапии

От родителей требуется проявление максимальной ответственности. Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие). Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.

Дополнительно применяют иные способы лечения:

  • Массаж;
  • Лечебные ванны;
  • Физкультура с лечебным уклоном;
  • Иглоукалывание;
  • Физиотерапия;
  • Механотерапия;
  • Изотерапия;
  • Гирудотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.

Логопедическое лечение

Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.

Основные упражнения:

  • Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
  • Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
  • Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
  • Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
  • Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
  • Обучение навыку общения с окружающими.

При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.

Существуют специальные детсады и школы для детей с нарушениями речевых функций, где логопедические занятия проводятся на регулярной основе.

Домашняя реабилитация

После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:

  1. Гимнастика для щек и губ. Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами.
  2. Гимнастика челюсти. Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами. Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги.
  3. Гимнастика языка. Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.

Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.

Осложнения

Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:

  1. Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
  2. Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.

Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.

Профилактика

Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.

После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:

  1. Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
  2. Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
  3. Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
  4. Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
  5. Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
  6. Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.

Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.

Заключение

Дизартрия – крайне неприятное заболевание, которое может буквально испортить всю жизнь ребенку. Однако при своевременном и правильном лечении есть шансы на полное выздоровление и возвращение к нормальной жизни в обществе. Даже в тяжелых случаях стоит приложить все усилия для терапии, т.к. старания могут привести к более положительным изменениям, чем предполагалось изначально. Главное, сохранять позитивный настрой и поддерживать своего ребенка.

vsepromozg.ru

Дизартрия у детей: что это такое, признаки, причины лечение в 1-5 лет

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других. Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась. Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию

lechimkrohu.ru

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.
Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении — она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.
Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание — это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедический массаж языка ребенку

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 — 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое дислалия: лечение детей с дефектами произношения Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: расшифровка результатов ЭЭГ головного мозга у детей

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.
Логопедическое исследование — неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводить логопедические занятия для детей 6-7 лет?
  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.
Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж — базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом — логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.

vseprorebenka.ru

Что такое дизартрия: формы, причины, лечение. Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз – дизартрия.

Что это такое

Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.

В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них “каша во рту”. Их речь смазанная, невнятная.

Наиболее распространенный вид данного нарушения – стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.

Классификация

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Причины возникновения

Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.

Во время беременности:

  1. Химическая интоксикация (тесный контакт со вредной химией).
  2. Перенапряжение и стрессы.
  3. Гестозы и вытекающая из них почечная недостаточность.
  4. Резус-конфликт при травмах живота или частичной отслойке плаценты.
  5. Вирусные инфекции – ветрянка, грипп, краснуха и многие другие.
  6. Паразитарные болезни, как токсоплазмоз, который можно подхватить от непривитых кошек.
  7. Алкоголь, наркотики и сигареты – как при систематическом, так и однократном приеме.
  8. Недоношенность.

Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.

В момент родов:

  • Застой в родовых путях
  • Асфиксия
  • Черепно-мозговая травма или кровоизлияние
  • Недоношенность
  • Конфликт резусов крови (отрицательный у матери, положительный у плода) без приема соответствующих медикаментов.

Послеродовой период:

  1. Гидроцефалия и гидроцефальный синдром
  2. Энцефалит
  3. Менингит
  4. Опухоли в голове
  5. Запущенные стадии желтухи и гнойного отита
  6. ЧМТ
  7. ДЦП

Диагностика заболевания

Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.

Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:

  1. Легкая гнусавость
  2. Отсутствие эмоциональной окраски, монотонность
  3. Теряются звуки – чаще шипящие («ш», «с»)
  4. Неспособность «пропевать» долгие гласные («а», «о»)

Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.

При ухудшениях, на следующем шаге развития:

  • Характерный назальный оттенок голоса
  • Слова разбирать можно, но четко слышны дефекты произношения.

Далее:

  • Специфическая неразборчивая речь
  • Малыша понимают только самые близкие.

В наихудшем случае:

  • Детишки говорят совсем невнятно
  • Или неспособны на это вообще.

Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.

Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!

Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.

Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):

  1. Проблемы в сглатывании
  2. Язык располагается не прямо, а с наклоном. Может непроизвольно подрагивать
  3. Слабое небно-глоточное смыкание
  4. Напряженное лицо
  5. Несмыкание губ, слюнотечение
  6. Помимо имеющихся ограничений подвижности, коммуникация дополнительно осложняется нечеткой артикуляцией.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.

Коррекция  и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.

Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.

  • «Мишка на воздушном шаре» Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища.

    «Давай представим, что живот – это воздушный шар. Когда делаем вдох, шарик надувается, при выдохе – животик сдувается». Для контроля на живот ребенка кладут медвежонка (либо другую игрушку). Просим ребенка поднимать игрушку вверх, делая вдох, опускать – делая выдох.

  • «Шарик поет» Основа упражнения остается та же. Просим ребенка научить шарик говорить. На выдохе, когда животик будет опускаться, поем песенку шарика «ф-ф-ф-ф-ф», «а-а-а-а-а», песенку комарика: «з-з-з-з-з-з» и т.д.

    В ходе упражнения формируется диафрагмальное дыхание и ведется работа над голосом.

При выполнении следующих упражнений важны условия:

  1.  Упражнение можно выполнять, как стоя, так и сидя.
  2.  Плечи не должны подниматься вверх.
  3. Щеки не должны надуваться. Воздух проходит через губы.
  4. Время выполнения: не более 1 -1,5 минут на проведение одного подхода.
  • Кораблики Не только мальчишки, но и девчонки обожают эту игру. Запускать кораблики можно не только на улице, но и  дома – в ванной или тазике. Кораблики могут быть самыми разными: бумажные, пластмассовые, резиновые.

  • Упражнения с коктейльной трубочкой:

В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.

Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.

Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.

Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.

Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?

Подуй как «ветерок» на вертушку.

Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.

Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.

Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.

Упражнения для губ
  • «Улыбка», «Лягушка»: широко улыбнуться и удержать губы в таком положении на счет до 5.
  • «Трубочка», «Слоник»: вытянуть губки вперед, удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • Чередование упражнений: “улыбка”-“трубочка”.
Упражнения для щек
  • «Шарик надувается»
  • «Шарик сдувается»
  • Надувать и сдувать шарики попеременно.
Упражнения для языка
  • «Часики»:  широко открыть рот, перемещать язык вправо, влево. Челюсть остается неподвижной.
  • «Качели»: широко открыть рот, поднимать язык то к верхней губе, то к подбородку.Челюсть остается неподвижной.
  • «Лопатка»: широко открыть рот,  “широкий” язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживать язык на счет до 5-7.
  • «Чистим зубки»: перемещать язык по кругу «в кармашке» между губами и зубами. Челюсть при этом не двигается. Рот закрыт.
  • «Вкусное варенье»: намазать губы вареньем, шоколадной пастой или чем-нибудь другим, что нравится ребенку. Широко открыть рот, облизать губы по кругу. Челюсть двигаться не должна.
  • «Лошадка»: цокать язычком медленно и сильно, присасывая язычок к нёбу. челюсть при выполнении упражнения должна оставаться неподвижной. При цокании губы можно вытягивать вперед, можно улыбаться. Или делать попеременно: цоканье при трубочке и улыбке.
Как разнообразить занятия

Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.

Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.

В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.

Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.

Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.

Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.

orechi.ru


Смотрите также

 
ЕВРОМЕД - лечебно-диагностический центр | Тюмень, ул. М. Горького, д. 44, тел. /3452/ 507-543
 
Медицинские услуги в ЛПЦ «Евромед» оказываются платно и по полисам добровольного медицинского страхования.*

* Медицинская помощь без взимания платы Вам может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства:
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. №1382);
По территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2009 г. N 377-п)
Содержание, карта сайта.