лечебно-диагностический центр
тел. регистратуры: /3452/ 507-543
адрес: Тюмень, ул. М.Горького 44, 4 этаж
пн. - чт. с 9:00 до 17:00, пт. с 9:00 до 16:00,
сб. с 9:00 до 13:00
специалисты

наша лицензия

cанитарно- эпидемиологическое заключение

Артикуляторно фонетическая дислалия


Артикуляторно-фонетическая дислалия (причины, проявления, привести примеры).

Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах).

Артикуляторно-фонетическая дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) это дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук, которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и др.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса “изм”. Ротацизм — дефект произношения звуков “р” и “рь”. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков “л” и “ль”. Нёбные звуки (каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм). Каппацизм — дефекты произношения звуков “к” и “кь”. Гаммацизм — дефекты произношение звуков “г” и “гь”. Хитизм — дефекты произношения “х” и “хь”. Йотацизм — дефекты звука “й”. Дефекты озвончения: “c” – “з”, “ш” – “ж”, “п” – “б”, “г” – “к”, “т” – “д”

Нарушения речи носят многообразный характер. Для описания речевых нарушений используют множество классификаций, одна из них — педагогическая. Педагогическая классификация учитывает то, какие компоненты языковой системы затрагивают те или иные нарушения, распространяется ли дефект на один компонент — фонетический, или затрагивает еще и фонематические процессы, или же может иметь место недоразвитие речевой системы: произношения и различения звуков, словарного запаса и грамматического строя. Данная классификация более применима к детям подготовительной группы и обучающимся в начальной школе. 1 группа Фонетические нарушения речи.  Эти нарушения выражаются в дефектах произношения отдельных звуков или нарушено произношение группы звуков (например, шипящие). Суть фонетических дефектов в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, отклонение в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба; или же подражание неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование (произнесение) отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает развитию других её компонентов. Такие нарушения не влияют на усвоение учащимися школьных знаний, но могут влиять на формирование личности. Типичный пример такого нарушения — горловое произношение звука , оно может не мешать усвоению грамоте, но ученик может очень переживать свой дефект и, как следствие, может появиться боязнь говорить, застенчивость, стеснительность.  2 группа Фонематические нарушения. Выражаются в том, что ребенок может дефектно произносить звуки, а может — смазано (нечётко). Отличает от 1 группы эту то, что ребёнок недостаточно их различает — не улавливает акустической и артикуляционной разницы между сходными по звучанию звуками. Последствием такого нарушения является то, что дети нечетко овладевают звуковым составом слова, а при обучении делают ошибки при чтении и письме. 

Дети, имеющие фонематическое недоразвитие заменяют одни звуки другими или смешивают их. В первом случае звук стойко заменяется другим (“Шаша”- Саша, “шом ”- сом, “лука”- рука). Во втором случае ребенок владеет правильной артикуляцией, но в словах и развернутой речи не всегда звуком пользуется (в одних словах звук произносится, в других отсутствует или заменяется на схожие по произношению). Замены и смешения распространяются как на пары звуков (с↔ш, з↔с и т. д.), так и на целые группы (свистящие — шипящие). Могут появиться и нарушения слоговой структуры слова: пропуски слогов, замены, перестановки (“кадаши”- карандаши, “зеда”- звезда). Данные проблемы часто отражаются на чтении и письме – в них могут появиться те же ошибки. К числу специфических ошибок в чтении (как и письме) можно отнести замену одних букв другими, чаще всего заменяются те буквы, звуки которых либо вообще не произносятся или произносятся искажённо. Может снизиться скорость чтения, как правило, дети затрудняются в понимании прочитанного, плохо пересказывают.

students-library.com

Артикуляторно-фонетическая дислалия

При этой форые дислалии нарушения произношения носят фонетический хэрактер: звуки произносятся ие нормированно, искаженно, не соответствуют фонетической системе данного языка. Фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Вместе с тем этот искаженный вариант звучания соотносится с определенной фонемой, и чаще всего неправильный звук акустически близок к правильному.

К проявлениям этой формы дислалии автор относит и пропуски, элизии эвука. Отмечается, что случаи пропусков - явление редкое (чаще всето оно наблюдается при других, более грубых дефектах, наприляер, при алалии)

При этой форме дислапии дефекгы звушпроизношения обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями,

Нарушаются не все звуки речи: так, сохранным является произношение губных (взрывных и сонорных), губно-зубных согласных ф — ф', в — в'., а также переднеязычных взрывных.

Искаженное произношение отмечается чаще всего в группе звуков, наиболее сложных по артикуляции. в которую включаются переднеязычные не взрывные согласные (свистящие, шипящие, Л, Р). Овладение переднеязычными не взрывными согласными требует тонких дифференцированных движений, особенно кончика языка, которые формируются у ребенка на более поздних этапах формирования звукопроиэношения.

По тем или иным причинам в процессе выработки артикуляторных движений закрепляется неадекватное звучание. В ряде случаев такой искаженный звукзаменитель является близким к нужному звуку по акустическому эффекту, и поэтому начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Вследствие акустической близости искаженный звук воспринимается фонетическим слухом ребенка как нормативный.

Фонетические дефекты, в отличие от фонематических дефектов, имеют тенденцию к большой стойкости проявления.

II. Обследование детей с нарушениями звукопроизношения

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения перед логопедом стоят следующие основные задачи:

1.Отграничение нарушений звукопроизношения от внешне сходных с ними состояний, таких как возрастные своеобразия в произношении звуков речи, диалектные особенности, иностранный акцент.

2. Решение вопроса о том, являются ли дефекгы эвукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства, в частности - общего недоразвития речи.

3. Выявление всех неправильно произносимых звуков и характера их нарушения (отсутствие, замена, искажения, а также вид искажения: сигматизма, ротацизма, ламбдацизма и пр.).

4. Выявление этиопатогенетических механизмов нарушения (анатомические дефекты в строении речевого аппарата, несовершенство речевой моторики. нарушение слуховой дифференциации звуков, неблагоприятное социальное окружение).

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения, прежде всего - соответствующих видов дисграфии.

Для решения всех зтих задач обследование ребенка с нарушениями звукопроизношения должно включать в себя целый ряд разделов.

  • Выясняется ранний анамнез, начиная с особенностей протекания беременности и родов у матери и раннего периода постнатального развития ребенка (развитие общей моторики, время появления и характер гуления и лепета, время появления первых слов и фраз и пр.),что очень важно для дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии и для составления представления о ходе речевого развития в целом.

  • Тщательно проверяется правильность произношения все хзвуков речи и в случае выявления дефектов определяется их характер (отсутствие звука, замена, смешение, вид искажения).

  • Далее исследуется строение артикуляторных органов и их подвижность, а также слухоаая дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков, что необходимо для выяснения этиопатогенетической обусловенности имеющихся у ребенка нарушений звукопроизношения. У школьников обязательно исследуется письмо, поскольку дислалия нередко приводит к появленигю у них акустической и артикуляторно-акустической дисграфии и даже к дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов.

  • Исследуется также словарный запас и грамматический строй речи, посколысу, как уже было отмечено, дислалия может быть не только самостоятельным речевым расстройством, но и одним из симптомов общего недоразвития речи у детей.

В логопедическом заключении отмечается форма дислалии (механическая, моторная функциональная, сенсорная функциональная или смешанная), а также указывается объем нарушений звукопроизношения, все дефектно произносимые ребенком звуки и характер их нарушения (отсутствие, замена, смешение, искаженное звучание - боковое, межзубное и пр.). Отмечается также наличие общего недоразвития речи вида дисграфии, если таковые имеются.

ПРИМЕЧАНИЕ; При наличии парезов, парапичей, гиперкинезов, спастичнссти артикуляторных мышц, анатомических дефектов в строении артикуляторного аппарата, а также в случае выявления у ребенка общего отставания в речееом или интеллектуальном развитии обследование должно носить комплексный характер. Обязательно должна быть обеспечена консультация невролога, ортодонта, психиатра, а при необходимости и других специалистов.

Подробную схему обследования см. в Приложении 3.

studfiles.net

1. Акустико-фонематическая дислалия.

К ней относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные избирательной

несформирован–ностью операций опознания, узнавания, сличения акустических

признаков звуков в сенсорном звене механизма восприятия речи. В основе лежит

недостаточная сформированность фонематического слуха.

2. Артикуляторное фонематическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью

операций отбора фонем по их артикуляторным признакам в моторном звене

производства речи. При такой форме нарушений существуют два варианта:

· при неполно сформированной артикуляторной базе вместо нужного

звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, но

более простой по артикуляции.

· При полностью сформированной базе принимается неправильное

решение при отборе звука в силу недостаточной дефференцации смешиваемых

звуков.

3. Артикуляторно-фонетическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные

неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки звучат искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому

эффекту близок к правильному.

Таким образом, нарушения речевой моторики не всегда являются причиной

дефектов звукового оформления речи при дислалии. Причинами нарушения

звукопроизношения могут быть наряду с нарушением артикуляционной моторики,

несформированность фонематического слуха, дефекты анатомического строения

артикуляционного аппарата. Эти нарушения могут являться отдельными дефектами,

а могут сочетаться между собой.

В тех случаях, когда причиной дефектного произношения звуков являются

нарушения артикуляционной моторики, они не обусловлены органическим

повреждениям ЦНС. Поэтому подобные нарушения негрубы, неярко выражены, не

формированы наиболее тонкие и дифференцированные движения органов

артикуляционного аппарата; чаще всего языка и губ.

Большое количество детей с дислалией имеют вполне развитый артикуляционный

аппарат артикуляционная моторика соответствует возрастной норме.

1.4. Дизартрия. Особенности нарушения артикуляционной моторики.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической

недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков,

нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и

интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться

звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных

классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем

основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и

месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки

языка к твердому небу.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики,

которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром

артикуляционных расстройств.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:

· нарушения мышечного тонуса;

· ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата

(языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;

· патология реципрокной иннервации;

· наличие насильственных движений и оральных синкенезий в

артикуляционной мускулатуре;

· нарушения четкости кинестетических ощущений;

1. Характер нарушения мышечного тонуса зависит прежде всего от

локализации поражения мозга и может быть следующим:

a. спастичность артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса в

мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;

b. гипотония – понижение мышечного тонуса;

c. дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут к зади,

спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому

напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены.

Повышенье мышечного тонуса в мышцах лица еще более ограничивает произвольные

движения в артикуляционном аппарате.

При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые,

отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно

полуоткрыт выражена гиперсоцивация.

При гипотонии мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх

недостаточно, то проявляется в назализации звуков.

При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в

артикуляционном аппарате при попытках речи – тонус резко нарастает.

Характерным для этих нарушений является их динамичность, непостоянство

искажений, замен и пропусков звука.

2. Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает

артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии.

При нарушении иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных

звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть

углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить. Ограничения

подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как эти движения

меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей

ротовой полости.

Ограниченная подвижность мышц языка при дизартрии проявляется:

· в недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта, что

связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц;

· в ограничении движения языка вниз, что связано с нарушение

иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной,

подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;

· в ограничении движения языка назад, причиной чего является нарушение

иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной,

двубрюшной (заднее брюшко) и др;

· в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его

конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию назад.

Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения

звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками тройничного,

лицевого блуждающего нервов мышц мягкого неба, поднимающих и натягивающих

его.

При нарезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в

момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос

приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены

шумовые признаки речевых звуков.

3. Дискоординационные расстройства – еще один характерный признак

артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств

наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений,

особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, т.к.

они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти

нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении

отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания

кончика языка).

Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения

артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и

слов, что делает речь замедленной и скандированной.

4. Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей

цепи нарушений артикуляционной моторики.

Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются при

синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров, приводящих

к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем возбудимость центров,

контролирующих группу мышц- антагонистов (выполняющих противоположную

функцию).

Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное движение и

волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность движений,

необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается совместной

работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не происходит, то

нарушается выполнение движения и в итоге правильного произношения.

5. следующим частым признаком дизартрии являются насильственные движения

и оральные мнекинезии в артикулярной мускулатуре. Насильственные движения

усиливаются при волнении, эмоциональной напряженности, наблюдается также в

покое, и в статических артикуляционных позах. Проявляются в треморе,

подергиваниях языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, насильственной

улыбкой, непроизвольным открывание рта, выбрасыванием языка вперед.

В отличии от насильственных движений синкенезии возникают только при

произвольных движениях или попытках к ним. При движении языка вверх часто

сокращаются мышцы поднимающие нижнюю челюсть, или напрягается вся нижняя

мускулатура. Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но

и в отделах скелетной, связанных функционально и анатомически с речевой

функцией.

6. Частым признаком дизартрии является нарушение, недостаточность

артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка,

губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию воспроизвести и

сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о нарушении

проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата.

На основе работ А.Р. Лурия выделяют два типа диспраксических расстройств:

кинестетический и кинетический.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных

компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный

состав сложных движений, и его кинестетической структуры, лежащей в основе

образования плавно протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурил).

Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма

создания кинестастической схемы произвольного движения.

При кинестетиском диспрактическом расстройстве отмечаются трудности и

недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным

образом, согласных звуков. Нарушения не постоянны, замены звуков

неоднозначны.

При кинетическом типе диспрактических расстройств отмечается недостаточность

временной организации артикуляционных укладов.

При дизартрии могут обнаруживаться рефлексы орального автоматизма в виде

сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и

других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие

затрудняет произвольные ротовые движения.

Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь

между собой, составляют важный синдром дизартрии – синдром артикуляционных

нарушений. Тяжесть и локализация поражения мозга дает свою специфическую

картину артикуляционных расстройств при различных формах дизартрии.

2. Артикуляционные нарушения

2.1. Специфические моторные нарушения артикуляционного аппарата при различных

формах дизартрии.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью

препятствующие членораздельному звукопроизношению при дизартрии, возникают в

результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления

двигательным механизмом речи:

- периферические двигательные нервы к мышцам речевого

аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы,

грудной клетки):

- ядра этих периферических дыхательных нервов,

расположенных в стволе головного мозга.

- Ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах

головного мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно

рефлекторные речевые реакции (плач, смех,.).

При их поражении возникает периферический паралич (парез) – мышцы становятся

дряблыми, вялыми, наступает из атрофия и атония.

- Подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути,

осуществляющие регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных

сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного,

дыхательного и голосового аппарата.

При поражении этих структур, наблюдаются отдельные проявления центрального

паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением отдельных

безусловных рефлексов, с выраженным нарушением просодики.

- Проводящие системы, передающие импульсы от коры

головного мозга к структурам низлежащих функциональных уровней двигательного

аппарата речи (ядрам черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга).

При поражении этой системы возникает центральный паралич (парез) речевой

мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата.

- Корковые отделы головного мозга, обеспечивающие более

дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого

праксиса.

При поражении этих структур возникают различные центральные моторные

расстройства речи.

Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими

дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики.

Корковая дизартрия – группа моторных расстройств речи разного патогенеза –

проявляется в нарушении произвольной моторики артикуляционного аппарата. У

детей, старадющих этой формой дизартрии затруднена динамика переключения от

одной артикуляционной позы к другой.

В связи с очаговым поражением коры головного мозга, различают три варианта

этой формы.

I. вариант корковой дизартрии обусловлен

односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней

центральной извилины, что приводит к избирательному парезу мышц

артикуляционного аппарата (наиболее часто языка). Страдают при этом наиболее

тонкие изолированные движения: объем движения кончика языка вверх становится

ограниченным.

II. вариант корковой дизартрии связан с

недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних

поражениях коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных

отделах коры.

Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных

укладов. Кроме того, наблюдается недостаточность в лицевом гнозисе.

III. вариант корковой дизартрии связан с

недостаточностью динамического кинетического праксиса, что наблюдается при

односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах

премоторных областей коры.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими

отделами ЦНС и лобномозжечковых путей.

Проявляется в понижении тонуса в мускулатуре языка и губ, язык тонкий

распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений

замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость

их ощущений. Движения языка неточные, с проявлением гипер- и гипометрии. При

более тонких целенаправленных движениях появляется мелкое дрожание языка.

Бульбарная форма дизартрии представляет собой симптомокомплекс

речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер,

корешков или периферических отделов VII, IX, X и XI черепно-мозговых нервов.

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого

неба. У ребенка нарушается глотание твердой и мягкой пищи, затруднено

жевание. Голосовые связки малоподвижны, как и мягкое небо. Наблюдается

атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного

мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение

мышечного тонуса и наличие гиперкинеза в области артикуляционной и мимической

мускулатуры. Гиперкинез может наблюдаться в состоянии покоя, но обычно

усиливается при речевом акте.

Меняющийся характер мышечного тонуса, наличие гиперкинезом, а также нарушения

проприцептивной афферентации от речевой мускулатуры и нарушения эмоционально-

двигательной иннервации обусловливают своеобразные нарушения фонации и

артикуляции, проявляющиеся изменчиво в зависимости от эмоционального

состояния ребенка. При попытке к речи в состоянии волнения возникает

артикуляционный спазм.

Объем движений в мышцах артикуляционного аппарата может быть достаточным.

Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной

позы.

Все эти 4 формы дизартрии встречаются реже, чем псевдобульбарная дизартрия

(96%). Эту форму дизартрии дифференцируют по степени нарушения

артикуляционной или речевой моторики на 3 степени.

I степень – самая тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии –

характеризуется глубоким поражением мышц и частичной, а иногда и полной

бездеятельностью речевого аппарата. Речь при этой форме дизартрии напряжена

из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Причина возникновения тяжелой формы псевдобульбарной дизартрии –

одностороннее поражение в нижних отделах премоторных областей коры головного

мозга.

II степень псевдобульбарной дизартрии (средней тяжести) характеризуется

тяжелым дефектом звукопроизношения, как следствием нарушения функции

артикуляционного аппарата.

Для детей с этой степенью дизартрии амимичность: отсутствие движений лицевых

мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их.

Движения языка ограничены: ребенок не может поднять язык вверх, повернуть

вправо, влево, удерживать в данном положении. Значительную трудность

представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое небо бывает

часто малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение.

Причина псевдобульбарной дизартрии средней тяжести – одностороннее поражение

коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах

коры головного мозга.

III степень псевдобульбарной дизартрии – легкая степень и характеризуется

отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях

языка, губ.

Причиной легкой степени псевдобульбарной дизартрии является одностороннее

поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней

центральной извилины.

Во всех случаях псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь

наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения.

Непроизвольные рефлекторные движения обычно сохранены.

Для псевдобульбарной дизартрии в целом характерно повышение мышечного тонуса

в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности – статическая форма

псевдобульбарной дизартрии.

Патетическая форма наблюдается реже, провялясь в понижении мышечного тонуса в

отдельных мышечных группах.

При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц

артикуляционного аппарата.

Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его

закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные

движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта,

однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый

язык на средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю

губу, загибаясь к подбородку.

Боковые движения высунутого языка отмечаются малой амплитудой, замедленным

темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях

остается пассивным и обычно напряженным.

Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого

языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно

повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка и истощаемость

движения.

Состояние артикуляционной моторики, отклонения в ней при различных формах

дизартрии зависят от локализации очага поражения ЦНС. Каждая из перечисленных

форм дизартрии имеет свою специфическую картину нарушения речевой моторики и,

как следствие, нарушения звукопроизношения. Табл. 2. 10.

Таким образом, данные о состоянии артикуляционной моторики, полученные при

обследовании звукопроизношения, могут служить дополнительным материалом для

дифференциальной диагностики речевых нарушений, в частности дислалии и

дизартрии.

2. 2. Обследование артикуляционной моторики в структуре диагностики

произносительных дефектов.

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений

произносительных дефектов у детей с дислалией и дизартрией зависит в первую

очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.

Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния

звукопроизношения, которое строится с учетом структуры произносительных

дефектов. При дислалии, наряду с изучением умения произношения звуков и

состоянием сформированности фонематического восприятия, обследуется состояние

артикуляционной базы: моторики и строения органов артикуляции.

Структуру произносительных нарушений при дизартрии составляют: синдром

артикуляционных расстройств, синдром нарушения речевого дыхания, а также

нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства. Поэтому обследование

звукопроизношения включает в себя:

· обследование речевой моторики, то есть состояние мимической,

жевательной мускулатуры, подвижность органов артикуляции, строение и

анатомические особенности;

· обследование речевого дыхания;

· обследование состояния органов голосообразования;

· непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.

Таким образом структура обследования звукопроизношения определяется

структурой самих дефектов произношения. Более детальное, глубокое

обследование необходимо при дизартрии, так как этот вид расстройства

звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикул моторики, но и

нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства

артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией.

При дислалии грубых нарушений артикуляционного аппарата нет, а в ряде случаев

артикуляционные нарушения отсутствуют вообще. Несформированными оказываются

специфические движения органов артикуляции, или фонематический слух, либо

имеются дефекты в строении органов речевого аппарата.

Обследование состояния двигательных функций артикулярного аппарата начинать

следует с:

1) наблюдения за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала

в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений.

В состоянии покоя отличают следующее:

· выраженность носогубных складок, их симметричность;

· характер линии губ и плотность их смыкания;

· наличие или отсутствие насильственных движений (гиперкинезов)

Обследование двигательных функций проводиться при различных нагрузках и

многократном повторении. При многократных движениях может появиться

слюнотечение, которое сопутствует дизартрии, или выявятся стертые формы

пареза.

При обследовании состояния мимике ребенка дается общая характеристика: живая,

вялая или напряженная мимика; отсутствие мимики – амимия, гримасничанье,

дифференцированная и недифференцированная мимика. При этом отмечается

качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность.

При неполноценности выполнения фиксируется время включения в движение, его

истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, а также появление

синкенезий.

Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулатуры в движении

выполняются следующие упражнения:

· нахмурить брови – «гнев»;

· поднять брови – «удивление»;

· слегка сомкнуть веки;

· прищурить глаза – «яркое солнце»

· закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);

· плотно сомкнуть веки – «стало темно»;

· оскалить зубы;

· сжать зубы;

· придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;

· надуть щеки (обе попеременно левую, правую);

· втянуть щеки;

· открывание и закрывание рта;

· рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;

· имитация жевания;

Обследование желательно проводить в игровой форме.

2) Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного

аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты

анатомического характера:

· Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

· Зубы: неправильный прикус и посадка зубов (редкие, кривые, мелкие,

вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, с промежутками, отсутствие

резцов.

· Язык: наличие массивной и короткой подъязычной связки; язык большой,

узкий;

· Твердое небо: узкое, куполообразное, плоское;

· Мягкое небо: короткое мягкое небо, раздвоенный мягкий язычок, его

отсутствие;

3) При обследовании артикуляционной моторики как при дисламии, так и при

дизартрии оценивается сила артикуляционных отношений движений (слабые,

сильные), точность (неточные, полный), переключаемость (медленная, быстрая).

Отмечается быстрота формирования артикуляционного уклада и длительность

удержания позы. При дизартрии обращается внимание на наличие или отсутствие

синкенезий, девиации языка.

Упражнения для обследования артикуляционной моторики используются аналогичные

упражнениям для изучения двигательных функций речевого аппарата у детей с

дислалией:

· Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед;

· Движение языка: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево,

распластывание языка, высовывание языка «жалом»;

· Состояние мягкого неба: поднимание небной зановесочки при энергичном

произнесении [а], наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при

произнесении гласных звуков, равномерности утечки, наличие или отсутствие

глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении

шпателем к мягкому небу).

При очень тяжелом случае псевдобульбарного паралича могут отсутствовать

произвольные движения губ, языка и других органов артикуляции. В таких

случаях необходимо обнаружить некоторые рефлекторные движения: вытягивания

губ на подносимую пищу, раздвигание губ при улыбке и т.д.

Задания для изучения артикуляционной моторики могут быть следующими:

· Упражнение «Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и

распластанным;

· Упражнение «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;

· Упражнение «Оближи губки» - облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.

· Упражнение «Вкусное варенье» - облизывать верхнюю губу широким

кончиком языка сверху вниз.

· Упражнение «Качели» - потянуться языком к носу, подборку, чередуя

эти положения;

· Упражнение «Лошадка» - пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;

· Упражнение «Жало – Лопатка» - чередовать положения в конфигурации

языка «Жало» и «Лопатка»;

· Упражнение «Заборчик» - делать широкую улыбку, обнажающую зубы;

· Упражнение «Трубочка» - вытянуть губы в трубочку;

· Упражнение «Заборчик – Трубочка» - чередовать положения губ

«заборчик» и «трубочка».

· Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.

При многообразии дизартрических расстройств выделяют три степени

псевдобульбарной дизартрии.

Наиболее легкая, так называемая стертая фора дизартрии (неярко выраженное

нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией органов

артикуляцией представляет особую трудность для дифференциальной диагностики

и, следовательно, коррекции).

Так в случаях с дислалией при тщательном обследовании артикуляционной

моторики, т. к. ее достаточное развитие является одним из важнейших условий

правильного формирования звукопроизношения, можно встретить трудности в

удержании артикуляционной позы языка, его беспокойство, гиперкинезы, тремор,

цианичность, саливация, т.е. ее легкую симптоматику дизартрии.

Часто при некоторых нарушениях звукопроизношения, по мнению Е.Ф. Соботович и

А. Ф. Чернопольской, имеет место избирательная неполноценность отдельных

мышц, участвующих в процессе артикуляции, нервируемых нижней ветвью

тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

При нарушении функции тройничного нерва дети не в состоянии воспроизвести

движения для челюстей в полном объеме. Выполняемые движения характерны

неточностью, приблизительностью, выполняются с наличием синкенезии,

выражающихся в дополнительных движениях губ, языка.

При нарушении функции лицевого нерва для детей со стертой дизартрией

характерной выполнение движений не в полном объеме, неточно с пониженным

мышечным тонусом, при наличии синкенезии. Отмечается трудность удержания

артикуляторной позы, а также трудности и невозможности выполнения и

мимических движений.

Нарушение функций подъязычного нерва вызывают трудности в выполнении таких

движений, как высовывание языка и удержание его в спокойном состоянии,

поднимании и опускании кончика языка, удержании языка в широком и узком

состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема

выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным

мышечным тонусом, наличием синкенезий.

Нарушение функции языкоглоточного нерва обуславливает недостаточное поднятие

мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Кроме

того, страдает переключаемость движений, т. к. они совершаются с трудом, при

длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, медленном темпе, с

появлением сопутствующим движений в мимической мускулатуре, с нарушением

легкости, плавности.

Таким образом, у детей со стертой формой дизартрии оказывается нарушенной как

статика, так и динамика артикуляционных движений.

Выявить стертую форму дизартрии поможет деятельное, тщательное изучение

артикуляционной моторики:

· Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений

в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных

артикуляционных движений, в частности, загибание кончика языка верх, а также

асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство,

изменение конфигурации языка в этом положении.

· Наличие синкенезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх

или движение пальцев рук при движении языка);

· Замедленный темп артикуляционных движений;

· Трудность удержания артикуляционной позы;

· Трудность в переключении артикуляционных движений;

· Стойкость нарушений звукопроизношения;

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают

функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот и высунуть язык вперед и удерживать

его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за

перемыкающимися в боковых направлениях предметом. Проба является положительной

и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое

отклонение языка в эту же сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнить артикуляционные движения языком,

положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных

движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое

движение с запрокидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения

являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его

формоположение, удержание артикуляционной позы; произвольные движения

языком, губами; мягкое небо гиперкинезы; оральные синкенезии,

звукопроизношение.

studfiles.net

Акустико-фонематическая дислалия

При этой форме дислалии у ребенка отсутствуют нарушения слуха. Дефект проявляется в тоы, что у него избирательно нарушена функция слухового различения некоторых фонем.

В основе акустико-фонетической дислалии лежит, таким образом, недостаточная сформированность фонематического восприятия, то есть нарушение узнавания и различения входящих в состав слова фонем. При этом нарушении ребенок не опознает тот или другой акустический признак звука, на основе которого одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии и продуцировании речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности акустических признаков. Например, ребенок не различает некоторые фонемы по признаку глухости-звонкости (ж – ш,, й — т, г — к, з — с и т. д.). В некоторых случаях нарушается слуховая дифференциация по признаку способа образования (например, противопоставление в группе вэрывных или сонорных согласных).

Таким образом, акустико-фонематическая дислалия проявляется в фонематических нарушениях, т.е. заменах и смешениях звуков и обусловлена несформированностью дифференциации акустических признаков звуков.

Артикуляторно-фонематическая дислалия

Нарушения звукопроизношения при этой форме дислалии являются фонематическими; проявляются в заменах и смешениях фонем,

Однако, в отличие от акустико-фонематической формы, дефекты звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии обусловлены несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам.

Б. М. Гриншпун выделяет два основных варианта нарушений. При первом варианте артикуляторная база произношения нарушенного звука не полностью сформирована. Вследствие этого вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) ребенок произносит звук, более простой ло артикуляции, но близкий к нему по набору артикуляционных призкаков. При втором варианте нарушения эвукопроизношения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе фонемы принимается неправильное решение, так как произносительный образ фонемы является неустойчивым (ребенок может произнести звук правильно и неправильно). Это проявляется в смешениях звуков по причине их неточиой произносительной дифференциации.

Замены и смешения фонем при этой форме дислалий происходят на основе артикуляционной близости звуков. При этом заменяются и смешиваются звуки, различающиеся по одному из артикуляторных признаков:

  • свистящие и шипящие с - ш, з - ж (крыса - «крыша»),

  • взрывные и шумные переднеязычные и заднеязычные: т - к, д - г (Толя — «Коля», гоп — «дол»),

  • парные твердые и мягкие фонемы с-с', п~л', т- т'(сад - «сядь», пук - «люк». тук - «тюк») и др.

Замены могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по спо-собу обраэования, например,

  • между аффрикатами ц и ч («курича» -курица, «крицать» — кричать),

  • сонорными р и л («лыба» —рыба, «рапа» — лвпа).

При этой форме дислалий фонематичесше восприятие у ребенка чаще всего сформировано. Он различает на слух фонемы, дифференцирует слова, экустически близкие, в том числе и слова-квазиомонимы. При этом ребенок часто осознает свой дефект и даже пытается преодолеть его.

studfiles.net


Смотрите также

 
ЕВРОМЕД - лечебно-диагностический центр | Тюмень, ул. М. Горького, д. 44, тел. /3452/ 507-543
 
Медицинские услуги в ЛПЦ «Евромед» оказываются платно и по полисам добровольного медицинского страхования.*

* Медицинская помощь без взимания платы Вам может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства:
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. №1382);
По территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2009 г. N 377-п)
Содержание, карта сайта.